Законы смешения цветов

Существуют законы смешения цветов, знание которых необходимо при отделке садового домика и других элементов садового участка. Часто мы не имеем всего набора красок, но, смешав имеющиеся, мы можем получить другой, нужный, цвет или же не желаемый результат.

Первый закон смешения цветов. Для каждого хроматического цвета можно найти другой, также хроматический, который при смешении с первым в определенной пропорции дает ахроматический цвет. Такие два хроматических цвета, которые при смешении в определенной пропорции дают ахроматический, называются дополнительными цветами.

К красным цветам дополнительные — голубовато-зеленые, к оранжевым — голубые, к желтым — синие, к желто-зеленым — фиолетовые, к зеленым цветам — пурпуровые.

Смешение дополнительных цветов дает ахроматический цвет в том случае, если они взяты в определенной пропорции, зависящей от их относительной насыщенности. Если же мы смешаем их в какой- либо другой пропорции, то получим цветовой тон одного из смешиваемых цветов, того, которого мы взяли слишком много. Запомните, что смешение дополнительных цветов никогда не может дать нового цветового тона.

Второй закон смешения цветов. Смешение двух дополнительных хроматических цветов разных тонов дает всегда новый цветовой тон, лежащий в цветовом кругу между цветовыми тонами смешиваемых цветов.

Из этого закона смешения вытекает важнейшее следствие: из любых цветов, расположенных в цветовом круге приблизительно на одинаковом расстоянии друг от друга, можно получить, смешивая в разных пропорциях, все возможные цветовые тона.

В качестве таких основных цветов наиболее рационально применять следующие цвета: красный, зеленый и синий (или фиолетовый), так как они дают возможность получить цвета других тонов в наибольшей насыщенности.

Третий закон смешения. Результат смешения зависит только от смешиваемых цветов, а не от спектрального состава тех световых потоков, которыми эти цвета вызываются. Следствием этого закона является то, что при смешении трех и более цветов результат получается такой же, как при поочередном смешивании цвета парами.

Три краски основные — это пурпурно-красная (краплак), желтая (светлый кадмий или желтый хром) и голубовато-синяя (лазурь). Пурпурно-красная и желтая дают пурпурно-красные, красные, красно-оранжевые, оранжевые, оранжеватые, желто-оранжевые и желтые цвета.

Желтый и голубовато-синий дают желтые, желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые, голубые, голубовато-синие и синие цвета. Голубовато-синий и пурпурно-красный дают голубовато-синий, синий, сине-фиолетовый, пурпурные и пурпурно-красные цвета.

При покраске помещения учитывают цветовое утомление, которое вызывает уменьшение насыщенности цвета. Цвет при этом сереет, как бы покрывается слоем серой дымки. Чем насыщеннее цвет, тем сильнее он утомляет глаз, тем скорее глаз теряет чувствительность к нему.

Из спектральных цветов наиболее сильно утомляет глаз фиолетово-синий, несколько меньше красный, наименьшее утомление вызывает зеленый цвет. Находясь в непосредственном соседстве, цвета влияют друг на друга. Один и тот же цвет в зависимости от того, каким цветом он окружен, выглядит различно. Это явление цветового контраста.

Различают светлотный и хроматический контрасты. Светлотным контрастом, или контрастом по светлоте, называется изменение светлоты цвета под действием соседних цветов. Так, на светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, на темном фоне более светлый — светлеет. Чем темнее фон, тем сильнее контрастное посветление, чем светлее фон, тем сильнее контрастное потемнение.

Хроматический контраст — это изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Одинаковые серые бумажки будут выглядеть совершенно различно, если их положить на разный хроматический фон: на красном фоне серый цвет станет зеленоватым, на желтом фоне — синеватым, на зеленом фоне — розовым, на синем фоне — желтоватым.

Общее правило хроматического контраста можно сформулировать так: если цвет окружен хроматическим фоном, то он изменяется в сторону цвета, дополнительного к цвету фона.

Всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного, выигрывает в насыщенности. Если желательно увеличить насыщенность какого-нибудь цвета, его нужно поместить на фоне дополнительного цвета. Всякий цвет, находящийся на фоне одинакового с ним цветового тона, но большей насыщенности, теряет свою насыщенность.

Эффект хроматического контраста наиболее силен тогда, когда отсутствует световой контраст, т. е. когда фон и находящийся на нем цвет одинаковы по светлоте.

Всякие два цвета, находящиеся в непосредственной близости, оказывают друг на друга контрастное действие. Но оно обнаруживается сильно только около линии соприкосновения. Контрастное действие тем сильнее, чем меньше площадь объекта по сравнению с площадью фона. При равных площадях объекта контрастное действие тем сильнее, чем больше соприкосновение фона и объекта.

На синем фоне серый цвет желтеет. Чтобы уничтожить эту желтизну, надо к серому добавить немного синей краски. Тогда синий цвет примешанной краски и желтый цвет, вызванный контрастом, смешиваясь, дадут чисто серый ахроматический цвет.

Ту часть, например, узора, которая лежит на синем фоне, надо делать не серой, а слегка синеватой, а ту часть, которая лежит на красном фоне — слегка красноватой, тогда обе они будут казаться одинаковыми и при том чисто-серыми, без всякого хроматического оттенка.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Рецепт дня

Наличники и ставни

Более распространенным обрамлением окон являются деревянные наличники и ставни.Дерево — более применимый строительный материал для ...

Adblock detector